t_roman | Дата: Четверг, 16.02.2017, 10:57 | Сообщение # 1 |
Ленд-Девелопер
Группа: Администраторы
Сообщений: 1741
Статус: Offline
| КЛИРОВЫЕ ВЕДОМОСТИ И-П. и Б. церквей Режевского завода 19-20 в. (так сказать, отчеты священников) доселе неизвестный для меня и очень интересный документ по истории нашей церкви. Давайте выделим в них только два аспекта – хронологию и церковные здания. Начнем с Орловой горы. До основания деревянной церкви там стоял молитвенный дом, вероятно, с основания Режевского завода. Глинский причт совершал там церковные обряды и для православных и для старообрядцев. Кстати, по другим источникам, в 1812 году купили «бокату турецкого для крашения иконостаса» в этом доме. Но время шло. В 1826 г. была построена (вероятно, начала строиться) деревянная церковь из этого молитвенного дома. Освящена, как известно, в 1830 г. Почему же она так быстро стала протекать? Молитвенный дом, надо полагать, стоял чуть ли не 60 лет. И еще: эта церковь была окружена деревянной оградой. Этой информацией мы обязаны священнику Антиоху Пономареву, переведенному в Режевской завод в 1829 году. В 1896 г. церковь разобрали, т.е. нынешний Иоанно-Предтеченский храм строили 6 лет (1896-1902 гг.) Теперь о Богоявленской церкви: 1849 г. ее возвели только до купола, в 1860 г. строительство закончилось и 26 сентября этого года храм освятили. Интересно, что о.Владимир (Давыдов) называет в 1907 г. совсем другую дату: 21 сентября 1861 г. церковь освятил местный благочинный Поликарп Шишов (такую фамилию носил врач в с. Черемисском, но священники как правило носили более красивые фамилии). Кстати, церковную ограду построили лишь в 1866 г. она была каменная с железными решетками, с позолоченными шишками с железными воротами. В музее у нас хранятся столбы с шишками ; к сожалению, решетки музей хранить не стал. Интересно, что на всех старинных фото церковь окружена оградой каменной, вероятно, кирпичной. И последнее, о чем я хотел рассказать – это здания, принадлежащие церкви. 1. В первую очередь это деревянная часовня. как известно, в 1795 г. за служение в часовне священник Смороданцев получил 1 рубль. Вероятно, она (наравне с молитвенным домом) существовала с основания завода. В 1824 г. по словам о.Антиоха была построена деревянная часовня (старая часовня, надо думать, пришла в ветхость). В 1849 г. о часовне не говорится ни слова: речь идет только о богадельне с церковной кладовой. А в отчете священника за 1860 г. все стало ясно: деревянная часовня с церковной кладовой. Но в 1907 г. о ней уже не говорится – вероятно, давно разобрали. 2. Деревянная лавка на торговой площади 3. Деревянный балаган (+ возовые веса и чугунные гири), отдаваемый в аренду. 4. Деревянный дом, пожертвованный приказчиком Я.Козловым, принят по плану 1834 г. (помещается дьякон). 5. Деревянный дом, перешедший от завода к церкви в 1862 г. (по случаю проживания в нем священника с 1830 г.). Пустует за ветхостью (дело о выселении причетника Попова 1863 г.). 6. Ветхий деревянный дом при кладбищенской церкви. 7. Каменный дом 1897 г. постройки, помещается настоятель о.Владимир (Давыдов) и псаломщик (Старцев Леонид Александрович). 8. Каменный дом (ныне исторический музей), где о.Антиох учил детей безвозмездно и хорошо в 1854-64 гг., имеет грамоту Св.Синода. Т.е. не подтверждаются данные земства о том, что уволили священников за плохую работу в школе. В 1868 г. здание переходит к земству. Церковно-приходская школа располагается в Кочнево с 1891 г., по другим данным – с 80-х гг., что конечно, далеко для детей. Не подтверждаются сведения, что церковно-приходская школа продолжала оставаться в двух комнатах старого каменного здания. 9. Богадельня деревянная, при ней церковная кладовая (1849 г.) – может быть, это и есть упраздненная часовня с кладовой. Кстати, в 1876 г. в богадельне было 3 человека, а в 1911 г. хотели построить это заведение на кладбище (дом призрения).
Можно еще долго говорить о биографиях церковного причта, их обеспечении, церковной библиотеке, составе населения Режа и прочее. Мы подошли к самому интересному, имея в руках множество документов о той эпохе по истории церкви. Екатеринбургские епархиальные ведомости, земские документы, наконец, клировые ведомости. Теперь их можно сравнивать и делать выводы. Жаль, что клировые ведомости сохранились не за все годы.
05.04.2016 г. В.Токарев
|
|
| |