Предложение не лишено объективности: территория России состоит из 1709,8 млн га земли и 420 млн га континентального шельфа. Наша страна располагает 55% самых плодородных черноземных почв мира. При этом порядка 70% всех земель отнесено к федеральной собственности, и огромная часть этих земель не только зачастую не обрабатывается и не используется, но и, в соответствии с Налоговым кодексом, практически не облагается земельным налогом. Если передать данные участки в руки предприятий и частных лиц, то факт частной собственности и налогов на землю, несомненно, будет стимулировать новых владельцев заняться, наконец, теми участками, на которые бывшему собственнику – государству – не хватало то средств, то времени, то внимания.
В целом поднятый вопрос не является чем-то очень уж новым: земля у нас и так уже фактически приватизируется. С момента перехода России к рыночной экономике люди и предприятия продают и покупают землю: с офисными зданиями на ней, с домами и дачами, да и просто дачные участки. В Московской области, к примеру, федеральная собственность на землю уже составляет всего порядка 5% всех земель. Поэтому, во-первых, пора бы уже и признать de jure то, что существует de facto.
Однако на сегодняшний день закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяет свое действие на земли, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости. Таким образом, земельные участки отчуждаются только вместе с находящейся на них недвижимостью. Кроме того, есть перечень земель, отчуждение которых запрещено.
Предлагаемые премьером изменения в действующее законодательство обещают привести к массовой приватизации земель вне зависимости от наличия объектов недвижимости на них.
Вместе с тем, отдельные чиновники считают, что приватизация возможна лишь после пересчета кадастровой стоимости земли, что, надо заметить, полностью соответствует требованиям законов «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «Об оценочной деятельности в РФ». Данное мнение абсолютно законно и справедливо, хотя процесс пересчета цен может и весьма затянуть принятие соответствующих поправок в законодательство. Кроме того, чтобы нововведения осуществились на практике, новые цены должны быть посильными.
К примеру, до 1 июля действовала программа льготной приватизации земельных участков, которая, однако, провалилась: ею воспользовались только порядка 15 тысяч компаний – менее 0,3% всех предприятий. Хотя предприятия могли выкупить земельные участки по цене от 2,5% до 20% от кадастровой стоимости. Это говорит о том, что зачастую в нашей стране выгоднее арендовать землю, нежели выкупать ее, а затем еще и платить налог на землю, и даже если предложения Дмитрия Медведева найдут отражение в поправках к законодательству – еще не факт, что начнется массовая приватизация.
Добавлю, что приватизация земли – шаг важный и нужный, если мы всерьез переходим к рыночной экономике и частной собственности. Вместе с тем, не могу не отметить и то, что цели приватизации – это повышение эффективности функционирования хозяйства, увеличение дохода государства от налогов, обеспечение социального мира и перераспределение экономических основ власти. И если первые две цели в данной ситуации вполне осуществимы, то с последними двумя большой вопрос: как бы вместо социального мира мы, как обычно, не получили перераспределение экономических основ власти в пользу узкого круга лиц и озлобление масс. И как бы мы не проснулись завтра в России, в которой вся земля принадлежит пятерке олигархов.