Держателю продовольственного магазина приходит полный и безоговорочный трындец, когда по соседству с ним появляется новенькая Монетка, а держателю примитивного бухломаркета приходит крындец не меньший, когда рядом с ним селится Красное и Белое. Вот так внешние, не зависящие от вас факторы, могут уничтожить многолетние труды и помножить ваш бизнес на ноль.
То же самое с рынком коттеджных поселков. Мы неоднократно увещевали людей не увлекаться количественными фантазиями, не браться за освоение нового поселка, потому что всему направлению бизнеса приходит большой полярный лис – песец. События последнего года только подтвердили правоту наших слов. И в том и проявляется дарования и таланты истинного предпринимателя, что он может в нужный момент зайти в бизнес и в не менее нужный – из бизнеса выйти, сохранив и преумножив свои активы.
Выходит, что нельзя вести бизнес на этом рынке так, как вы его вели 10 лет назад, ведь слишком многое изменилось. Чтобы достойно конкурировать, постоянно продавать и получать хорошую прибыль, необходимо делать слишком много нового и абсолютно излишнего по сравнению с тем, что было раньше. Также совершенно недостаточно пообещать покупателю акцию века: при покупке коттеджа бейсболка в подарок! Люди поумнели, да и методы ведения бизнеса изменились. Если вы не готовы принимать новые реалии, то лучше положить деньги в банк и жить на проценты, тем самым выйдя на пенсию. Можно назвать это красивым словом дауншифтинг.
Что же вынуждены делать девелоперы в нынешних условиях? Им приходится производить ряд капиталоемких мероприятий, из которых рекламная компания – еще не самое дорогое и трудоемкое. К примеру, им действительно приходится создавать инфраструктуру поселка – строить забор вокруг поселка, отсыпать поселковые дороги, ставить столбы с электричеством, подводить газ к каждому участку, а это ох как недешево. И все это необходимо сделать до начала продаж, потому что люди совсем перестали брать землю в чистом поле с обещаниями коммуникаций в будущем.
Раньше бизнес-план поселка был простым и незамысловатым: сначала продадим землю, купим себе с корешами по Крузачку, хаты поменяем на получше, а потом на оставшиеся деньги как нибудь сделаем им в поселке свет с дорогами. Так и жили не тужили, пока не настали времена более суровые. Ведь такая благодатная идея – распились сельхозполе и продать, пришла в светлые головы не одним им, а еще и множеству других людей. Как следствие, возникло множество конкурирующих поселков.
И в нынешние непростые времена девелопер ДО начала продаж должен вложить в благоустройство десятки миллионов рублей, иногда своих, иногда и заемных, проценты по которым капают с удручающей регулярностью. И это еще не говоря о самом процессе смены вида разрешенного использования, о проектировочных работах, о приобретении изначального участка сельхозземли, что тоже обходится в миллионы и миллионы.
|